Soňky habarlar

Arhiw

Из истории ковра

00:0119.01.2018
0
17321

Туркменские ковры одни из красивейших в мире. Это признанный и неоспоримый факт. Традиции национального ковроткачества уходят в глубь истории и насчитывают не одно тысячелетие своего творческого развития. Многие историки, путешественники древности с восторгом упоминают о чарующей красоте и великолепии туркменского ковра, и это восхищение поддерживается нашими современниками – специалис­тами ковроткачества, историками и искусствоведами, художниками, дизайнерами и просто любителями декоративно-прикладного искусства. Но главное в орнаментальной системе туркменского ковра в художест­венной форме – через особый символический строй – показано богатство мира, поэтика окружающей природы и эстетические предпочтения многих поколений талантливых мастериц.

Нельзя сказать, что искусство ковроделия на протяжении столь долгого времени не видоизменялось, нововведения были в орнаментальных мотивах, технике, но постоянными величинами всегда были и остаются высокая эстетическая ценность, строгая красота и непревзойдённое качество. Где бы мы не находились, в каком-либо месте земного шара не повстречали бы ковровые изделия туркмен, они всегда легко узнаваемы. Само словосочетание «туркменские ковры» вызывает у осведомлённого человека мысль о красоте, о добротности и долговечности. А это своего рода знак качества, символ успешности и благополучия, многие хотели бы иметь этот «символ» в своей коллекции. И неудивительно, что ковры туркменских мастериц пользуются большим спросом и украшают интерьеры многих домов Европы, Азии, Америки.

Несмотря на то, что ковровые изделия относятся к одному из самых трудоёмких по исполнению виду прикладного искусства, в то же время ковёр для туркменской семьи главный элемент традиционного быта. Он сопровождает туркмен всю жизнь, начиная с рождения – «салланчак килим», специальные паласики для детских колыбелек. В обиходе широко использовались всевозможные «торбы» и «чувалы». «Дуз торба» – торбочки для хранения соли, «чемче торба» – для хранения ложек, «сачак торба» – для скатерти, и многие другие ковровые изделия, в которые клали одежду и всевозможную домашнюю утварь. Они отличались разнообразием, и все применялись по своему назначению. Каждая вещь была выполнена безупречно качественно, была удобна и всегда имели великолепный внешний вид. Помимо них, особое место в ковроделии туркмен занимают и всевозможные постилочные ковры.

Ковёр всегда имеет четырехугольную форму. Две меньшие по размеру стороны, там, откуда мастерицы начинают ткать ковёр и где заканчивают его, располагается бахрома. Затем идёт полоса, которая представляет собой безворсовое сплетение его основы, и эта часть ковра называется «топрак», что в переводе означает «земля». С неё начинается и заканчивается ковёр, здесь присутствует символический смысл, ведь туркмены говорят, что всё рождается из земли и всё уходит в землю.

Важную и решающую роль в убранстве коврового изделия по своему назначению играет его орнаментация, которая выполняет не только декоративную функцию, но и имеет богатое смысловое значение – узоры несли функцию оберегов, приносящие изобилие и благополучие хозяину вещей. Кроме утилитарного использования ковёр в художественном воп­лощении несёт целостный образ окружающего мира. В нём за добротностью необходимой в повседневности вещи прячется метафизика бытия, магические корни тайн природы. В ковровых узорах через особый знаковый код отразилась вся история туркменского народа, понимание строения мироздания, национальная философия. На протяжении тысячелетий    туркменские мастерицы отбирали, «отшлифовывали» узоры, и орнамент переставал быть просто бессмысленным графическим изображением. Он «оживал», превращался в особый знакомый с детства язык и нёс информацию из прошлого, которую можно назвать «посланием предков последующим поколениям». И в нём в особой символичес­кой форме спрессованы века культуры, отражено всё многообразие и красота жизни.

В поиске оригинального художественного языка мастерицы стремились найти особые средства выразительности в ритмическом чередовании узора комбинируя разные элементы, варьируя линию или цветовое соотношение. С учётом композиционной целостности на ковровых изделиях постепенно сложилось несколько орнаментальных групп, богатых семантически и связанных единым творчес­ким методом. В его рамках на туркменском ковре можно выделить такие виды орнамента как: геометрический (косая и шахматная сетка, ромбики, мотив крестообразных фигур), зооморфного характера (животные и птицы, геральдические знаки), растительный (деревья, цветы, плоды) и антропоморфный (стилизованные изображения человека).

Тщательно рассмотрев и изучив геометрический орнамент на туркменских коврах, приходишь к выводу, что он непосредственно связан с керамикой Южного Туркменистана IV-III тысячелетий до нашей эры.  По мнению археологов, изучивших образцы такой керамики, относимой к геоксюрскому типу, многие орнаментальные мотивы, такие как кресты, ступенчатые пирамиды, полностью идентичны узорам туркменского ковра.

О чём думал древний человек, нанося орнамент на керамику, нам точно не известно, но благодаря исследованиям современных учёных, мы можем предположить, что это есть отражение окружающего мира в его представлении. Попытка понять и образно освоить первобытную природу. Точки могут представлять собой капли дождя, параллельные прямые – ниспадающие струи воды, дождя. Кресты и сопутствующие им мотивы символизируют солнце, образуют солярные знаки. Аналогичные узоры мы встречаем и в орнаментальных полосах современного коврового искусства. Но, пожалуй, главное – глубокие исторические корни туркменского ковра, преемственность духовной материальной культуры народа и бережное отношение к своему наследию.

Природа в туркменских коврах выражается и в мотивах зооморфного характера. Нужно отметить, что узоры, изображающие всевозможных животных изначально, возможно, имели несколько иную форму, но со временем происходит стилизация орнамента, иногда настолько, что с трудом можно увидеть тот или иной образ. Но существуют узоры, где изображаемое животное можно с лёгкостью узнать. Нельзя сказать, что эти изображения реалистичны, так как стилизация присутствует и здесь.

В салорских, сарыкских, човдурских, эрсаринских «энси» – дверных завесах, многократно повторяется мотив, имеющий название «гуш», в переводе «птица», но, возможно здесь и не изображение птицы. По словам одной из ковровщиц оно больше похоже на птичью лапку. Допустим и второй вариант интерпретации этого мотива, как стилизованное изображение козла. Он известен ещё с первобытного искусства Туркменистана эпохи энеолита. Мотив «гочак», изображение козьих рожек, часто встречается в коврах и ковровых изделиях туркмен. «Козьи рожки» можно встретить и в другом орнаменте, который называется «сайнак», изображающий тонкие прямоугольные завитки рогов. В йомудских коврах часто используется узор «ичьян», в переводе «скорпион», где завиток напоминает хвостик скорпиона. Очень интересен ромбический рисунок, представляющий собой стилизованное изображение летящей птицы с распростёртыми крыльями (он встречается в коврах западного Туркменистана). Если говорить об орнаментах растительного происхождения, то, как и в узорах зооморфного происхождения, здесь изображения также отличаются от своего первоначального облика и подчиняясь диктату стиля предстают перед зрителем в сильно трансформированном виде, иногда изменяясь до неузнаваемости.

Человек представляется народными мастерицами схематично, обобщённо и в изменённой форме, но при этом можно легко обнаружить очертания знакомой фигуры. И если говорить о богатом изобразительном искусстве Туркменистана в целом, то сразу вспоминаются изумительные по силе образа антропоморфные изоб­ражения в мелкой пластике – статуэтки женских божеств эпохи энеолита, а в ювелирном искусстве – оригинальные подвески на косы в виде женской фигуры «адамлык».

В туркменском ковровом искусстве, вышивке и ювелирном деле, во всех видах изобразительного народного творчества, очень ярко представлена единая орнаментальная система. Через её легко узнаваемые элементы, особым кодом передаётся целостное мироощущение, национальное понимание красоты природы и человека. Узор на ковре становится намного большим по значению, чем просто часть декора. Он – связующая нить преемственности культуры, будит чувство исторической и этнической идентичности национальной традиции. В таком ключе орнамент не только украшает, но и вызывает гордость, радует сердце, успокаивает, и как, оберег, предохраняет от опасности. И столь многочисленные его дос­тоинства говорят о таланте и творческом мышлении его создательниц, об их высоком художественном вкусе.

Эне БЕКМУРАДОВА,
старший научный сотрудник Государственного музея Государственного
культурного центра Туркменистана.

Teswirler
Teswir ýazmak üçin içeri giriň ýa-da registrasiýa boluň