Уважаемый Председатель Китайской Народной Республики господин
Си Цзиньпин!
Традиционная дружба между Туркменистаном и Китаем прослеживается на протяжении более двух тысяч лет, уходя своими корнями в далёкое прошлое. Обе страны и их народы были тесно связаны Великим Шёлковым путём.
Общеизвестно, что Великий Шёлковый путь, проходивший через территорию Центральной Азии из Китая в Европу, стал фактором развития и прогресса всей мировой цивилизации.
Говоря об обеспечении устойчивого развития в регионе, отмечаю важность усилий по сопряжению стратегии Туркменистана «Возрождение Великого Шёлкового пути» с инициативой Китая «Один пояс, один путь». На протяжении многих лет данная инициатива способствовала укреплению торговых и культурных связей в Евразийском регионе.
Уважаемый Председатель Китайской Народной Республики господин
Си Цзиньпин!
Народы Туркменистана и Китая связывают многовековые дружеские отношения и огромный опыт взаимодействия и добрососедства.
Начиная с Огуз-хана, считающегося родоначальником нашего народа, в туркменских государствах существовал обычай встречать с нашими «райскими» скакунами-ахалтекинцами иностранных послов на границе. Парфяне встретили на границе делегацию во главе с Чжан Сяном, послом Китайского императора У-Дина, с 20 000 всадников.
Среди дипломатических преподношений конь был самым ценным подарком. В то время предки всемирно известных и получивших название «небесных» коней были отправлены в дар Парфией императорам Китая, получившего название «Царство Небесное».
Древние туркмены гунны – потомки Гун-хана, старшего сына Огуз-хана. Гуннов в Европе называют «кунами». Слова «гун» и «хун» означают «солнце».
Хунны занимали огромные территории от обширных пустынь северо-западного Китая до Сибири. Мете-хан, правитель Великого Хуннского государства туркмен-огузов, имел хорошие отношения с китайскими императорами.
Кроме того, существовавшее в VI веке Государство гёктуркмен поддерживало тесные связи с китайским народом. Во главе с Бильге-ханом Гёктуркменское государство обрело ещё больший расцвет.
Тогда китайский посол Мэйлучжоу предложил Бильге-хану укрепить близкие и братские отношения. Танский император Сюань Цзун также хотел заключить договор с Бильге-ханом.
Уважаемый Председатель Китайской Народной Республики господин
Си Цзиньпин!
История свидетельствует о существовании торговых отношений между хуннами, жившими по соседству с Китаем, и китайской династией Хань. Во время правления Мете-хана, правителя хуннов, между двумя странами установились отношения в плане изучения опыта друг друга.
В 49 году до н.э. хунны, являющиеся предками нынешних туркмен, подписали с правителем Китая договор, получивший название «Клятвенный договор». Он регулировал отношения между двумя могущественными государствами. В договоре было указано, что хунны и китайцы были как одна семья, и утверждалось: «Пусть наши сыновья и внуки будут верны этому договору из поколения в поколение».
Китай и хунны наладили дипломатическую переписку, чтобы обеспечить выполнение предыдущих соглашений.
В китайских источниках сохранились некоторые письма великого хуннского правителя Мете-хана, которые он написал китайскому правителю Сяо Вэню.
Также строки из знаменитого дестана нашего народа «Хюрлукга–Хемра»: «Прибыл караван из провинции Чин-Мачин» являются одним из литературных доказательств продолжающихся связей между туркменским и китайским народами, начиная с эпохи Великого Шёлкового пути.
Уважаемый господин Председатель Китайской Народной Республики!
Как видите, исходя из наших многовековых уз дружбы, прежде всего позвольте поблагодарить Вас за предоставленную возможность встретиться, а также за радушие и гостеприимство.
Встречи с Вами – это всегда значимые события в отношениях между Туркменистаном и Китайской Народной Республикой. Они дают возможность обменяться мнениями о состоянии двусторонних связей, выявить наиболее важные темы, на которые нужно обратить особое внимание, придать им, где это нужно, необходимые импульсы.
В целом считаю нужным подчеркнуть высокий уровень обоюдного доверия, взаимопонимания и открытости, достигнутый за последние годы под Вашим руководством в отношениях между Туркменистаном и Китаем.
Стратегическое партнёрство наших стран идёт поступательно, неуклонно и целенаправленно по всем направлениям.
Развивая и расширяя его, мы опираемся на глубокие исторические узы дружбы и добрососедства туркменского и китайского народов, их глубокую взаимную симпатию и уважение друг к другу, близость позиций двух государств по ключевым вопросам современной международной политики, прочную правовую базу сотрудничества, мощный обоюдный экономический потенциал.
Такой характер сотрудничества, отвечая коренным интересам Туркменистана и Китая, вносит заметный конструктивный вклад в сохранение и укрепление международной стабильности и безопасности, способствует решению целого ряда актуальных региональных вопросов, выступает важным фактором ускорения и расширения торгово-экономических процессов на Азиатском континенте.
Туркменистан твёрдо настроен на дальнейшее упрочение братских, дружественных связей с Китаем, а также готов к продолжению совместной работы в политической, экономической и гуманитарной сферах.
Пользуясь случаем, хотел бы передать китайскому народу пожелания мира, благополучия и процветания.