Археологи во время раскопок памятника Йылгандлы-депе обнаружили две кости тигра, добытого в начале III тысячелетия до нашей эры, пишет N+1 со ссылкой на International Journal of Osteoarchaeology.
Данные находки выступают первым свидетельством охоты на крупных кошачьих в эпоху энеолита, сделанным на юге современного Туркменистана. Более того, по мнению исследователей, шкуру убитого животного, похоже, использовали в ритуальных целях.
С 1980-х годов на юго-востоке современного Туркменистана, примерно в 240 километрах от Ашхабада, археологи исследуют раннеземледельческое поселение Йылгындлы-депе, которое сегодня представляет собой холм площадью около 14 гектаров. Раскопки показали, что поселение на этом месте возникло еще в середине-второй половине V тысячелетия до нашей эры, и просуществовало до 3100–2900 годов до нашей эры.
За это время ученые обнаружили здесь остатки необычных архитектурных комплексов, которые они интерпретируют как святилища, парадные помещения или квазихрамовые комплексы. Кроме того, исследователи открыли жилые комнаты, мастерские и производственно-хозяйственные дворы.
Йылгындлы-депе известен не только своей архитектурой, но и настенными росписями, глиняной и каменной антропоморфной пластикой, большим количеством артефактов из меди, свидетельствующих о высоком уровне развития металлургии. Среди ярких находок последних лет обращает на себя внимание женская статуэтка, которая напоминает своим видом балерину. По мнению исследователей, эта фигурка из терракоты изображает обнаженную женщину, которая исполняет ритуальный танец.
Алексей Каспаров и Наталья Соловьева из Института истории материальной культуры РАН представили две находки, сделанные в 2019 году во время раскопок памятника Йылгандлы-депе. Археологи обнаружили две кости крупной хищной кошки. Дальнейшие исследования показали, что они принадлежали тигру. Слой, в котором их обнаружили, датируется началом III тысячелетия до нашей эры.
На фаланге пальца исследователи заметили отчетливые следы, оставленные орудиями. Их расположение свидетельствует о том, что человек снял шкуру вместе с третьими фалангами и когтями. Похоже, это было необходимо для того, чтобы использовать шкуру в ритуальных целях, поскольку вряд ли когти нужно было оставлять для изготовления одежды или завешивания дверного проема. Более того, такая процедура требовала больших физических усилий, что также может указывать на необычное предназначение добычи.
По данным археологов, раньше на древних памятниках этого региона костей тигров не находили. В научной литературе они обнаружили упоминания лишь о костях рысей, раскопанных в средневековых слоях на двух памятниках. Кроме того, останки дикой кошки, по предварительным данным, нашли на поселении бронзового века Улуг-депе, расположенном недалеко от Йылгандлы-депе. Однако о видовой принадлежности этих костей пока нет информации. Археологи заключили, что новые находки выступают первым и пока единственным свидетельством охоты на крупных кошачьих в эпоху энеолита на юге современного Туркменистана.