Последние новости

Архив новостей

«Российские эксперты сомневаются в том, что Афганистан и Пакистан без поддержки США смогут обеспечить безопасность ТАПИ»

17:2625.12.2015
0
3364

Официальный старт начала строительства Транснационального газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), состоявшийся 13 декабря в Марыйском велаяте, не остался без внимания зарубежных СМИ. В торжественной церемонии, посвященной этому знаменательному событию, приняли участие Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, Президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани, Премьер-министр Пакистана Мохаммад Наваз Шариф и Вице-президент Республики Индия Мохаммад Хамид Ансари. Присутствие высоких зарубежных гостей стало еще одним подтверждением дружбы и стремления к созидательному сотрудничеству на благо народов всех стран-участниц проекта. 

Комментируя эту новость, многие зарубежные СМИ отмечали, что начавшееся строительство туркменского участка трубопровода ТАПИ станет первым важным этапом практической реализации крупного энергетического проекта, призванного нести благополучие народам каждой из стран-его участниц и всему региону в целом, став своеобразным мостом взаимовыгодного сотрудничества.

Казалось бы, факт однозначный – началась реализация одного из крупнейших инфраструктурных проектов современности, который призван принести мир и стабильность в Азиатский регион, укрепить экономику его стран. Тем не менее, вызывает по крайней мере, недоумение статья в «Независимой газете», суть которой сводится к тому, чтобы посеять неверие в осуществление проекта газопровода без поддержки США.   

Статья в «Независимой газете» вышла под громким заголовком «Туркменский газ – под контролем США: крупнейший трубопровод втягивает Ашхабад и всю центральную Азию в орбиту американского влияния». Автор статьи пишет, что российские эксперты сомневаются в том, что Афганистан и Пакистан без поддержки США смогут своими силами обеспечить безопасность ТАПИ. При этом приводятся слова доктора исторических наук. ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН Шохрата Кадырова, который утверждает, что  «трубопровод ТАПИ может быть построен и введен в эксплуатацию только при условии, что США полностью обеспечат безопасность трубопровод на всем протяжении».

В статье автор также ссылается на эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку, доктора исторических наук Александра Князева, который считает, что «торжественное начало строительства ТАПИ – вовсе не факт того, что трубопровод будет построен и тем более запущен в эксплуатацию». По его мнению, «наиболее сомнительны 735 километров по территории Афганистана. В тех провинциях, по территории которых пройдет трубопровод, правительственные силы контролируют лишь провинциальные центры. Поэтому эксперт также считает, что гарантии безопасности негласно также возьмут на себя США. Почему–то и Кадыров утверждает, что ТАПИ втягивает Туркменистан в орбиту американского влияния.

Складывается впечатление, что издание лоббирует интересы американских компаний и поэтому хочет убедить участников проекта ТАПИ в неизбежности прибегнуть к помощи США в вопросе безопасности трубопровода. На самом же деле ситуация не такая уж критичная, в том плане, что и без помощи США проект сможет продвигаться и будет реализован. Действительно, уже пора перестать считать Америку такой уж сверхдержавой, без участия которой не сдвинется ни один камень, не построится ни один трубопровод. Пора наконец понять, что и без США найдутся те, кто сможет договориться со всеми сторонами и в Афганистане, и в Пакистане, кто так или иначе будет причастен к прокладке ТАПИ.

Кстати к месту напомнить, что еще в середине 90-х годов, когда за прокладку газопровода из Туркменистана через Афганистан в Пакистан первой взялась аргентинская компания Bridas, ей удалось договориться с представителями всех племен и полевых командиров, действовавших в Афганистане, в том числе и с талибами. И это не случайно, поскольку именно статус аполитичной аргентинской компании позволил ей заключить сделки по безопасности строительства и эксплуатации газопровода.

И еще хочется напомнить, что когда американская компания Unocal «перехватила» у Bridas почти готовый проект, почему-то ни она, ни власти США не смогли решить вопрос по безопасности строительства трубопровода через территорию Афганистана. Каким же козырем сегодня владеет Белый дом, чтобы только он смог обеспечить безопасность проекту ТАПИ?

Туркменистан, как известно, обладает статусом государственного нейтралитета, делегированного Организацией Объединенных Наций. И нейтральный статус Туркменистан задействует в целях установления мира и взаимопонимания, развития всестороннего сотрудничества со всеми государствами мира. И наверняка экономические рычаги смогут получить желаемый результат лучше, чем силой оружия и принуждения.

В этой связи отметим, что многие годы туркмено-афганские взаимоотношения характеризуются укреплением экономического сотрудничества. Туркменистан построил в соседнюю страну линии электропередач, строит железную дорогу,  поставляет в Афганистан нефтепродукты, сжиженный газ, возводит там объекты промышленного и социального назначения.  

В августе 2015 года Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов побывал с официальным визитом в Афганистан, что уже само по себе говорит о прочных дружественных отношениях с афганской стороной. И кстати, на переговорах с президентом этой страны Мохаммадом Ашрафом Гани, на встрече    с представителями туркменской диаспоры в Афганистане решались вопросы практической реализации проекта строительства газопровода ТАПИ. Отметим только, что успешное осуществление этого проекта сулит Афганистану не только огромную экономическую выгоду примерно в 1 млрд. долларов США, но и создание свыше 12 тысяч новых рабочих мест. 

Но вернемся к статье в «НГ», в которой автор пытается противопоставить  проекту ТАПИ, что называется, буквально «всех и вся».  Так, эксперт Князев считает, что против ТАПИ выступают Катар и Турция. И аргументирует это тем, что Катару, мол, не нужны конкуренты на рынках Пакистана и Индии, а Анкара продолжает надеяться на строительство газопровода из Туркменистан в европейском направлении, то есть Транскаспийского проекта. Мало того, автору статьи надо было договориться еще и до того, что проект ТАПИ противоречит интересам Китая. И что ТАПИ является прямым конкурентом ирано-пакистанского проекта газопровод «Мир».

Но зачем же все валить в одну кучу? Экономика Пакистана сейчас буквально задыхается от нехватки энергоресуров, и в будущем спрос на природный газ будет только возрастать. И поэтому Пакистану будет востребован и туркменский газ, и сжиженный газ Катара, и природный газ из Ирана. Что касается Турции, или Китая, то и тут нет никакого противопоставления. Проект ТАПИ никак не перечеркивает возможность строительства в будущем Транскаспийского газопровода из Туркменистана, и не мешает поставкам в Китай.

Для тех «экспертов», кто не в курсе, хочется специально разъяснить. По запасам природного газа Туркменистан входит в тройку мировых лидеров. По данным независимого аудита, запасы месторождения Галкыныш в совокупности с месторождением Яшлар и с учётом недавно открытого месторождения Гаракел, входящего в данный блок месторождений, составляют 27,4 триллиона кубометров газа.  С такими запасами страна может гарантированно обеспечивать долгосрочный экспорт и по нынешним трубопроводам в Россию, Иран и Китай, и по будущим трубопроводам ТАПИ и Транскаспийскому.  С учетом недавно стартовавшего третьего этапа промышленного освоения Галкыныша в перспективе на этом месторождении будет добываться 95 миллиардов кубометров газа в год. Более того, по расчетам специалистов, на Галкыныше может быть реализовано до 7 этапов промышленной разработки, что в совокупности может дать 210-230 миллиардов кубометров газа в год.

И еще один ничем не обусловленный опус в статье «НГ» о том, что судьба ТАПИ в основном будет решаться в Исламабаде, в котором, мол, пакистанская элита расколота на сторонников американских и китайских интересов. Почему в Исламабаде, и вообще, при чем тут пакистанская элита? Когда руководство Пакистана в лице его президента и премьер-министра поставили подписи под основными соглашениями, касающимися реализации ТАПИ. Среди них – и соглашения о купле-продаже туркменского природного газа, и о строительства газопровода ТАПИ, и Меморандум по энергетике между Туркменистаном, Афганистаном и Пакистаном, и акционерное соглашение участников консорциума TAPI Ltd, который будет осуществлять строительство и последующую эксплуатацию газопровода. Кстати, в этот консорциум входят компании всех четырех стран-участниц проекта: ГК «Туркменгаз» (в качестве лидера и основного акционера), а также Афганская газовая корпорация, пакистанская Inter State Gas Systems (Private) Limited и индийская GAIL (India) Limited.

И уж совсем раскрывает, или даже можно сказать, обнажают уровень «экспертной компетентности» господина Князева его рассуждения о том, что «газопровод «Север-Юг», который планируется построить в Пакистане с участием российских компаний, будет наполнен если не иранским, так туркменским газом». Так и хочется сказать: коллеги, вдумайтесь в то, что пишете! Посмотрите на карту, газопровод ТАПИ пересечет Пакистан с запада на восток к индийской Фазилке. А пакистанский газопровод Север-Юг свяжет терминалы по приему сжиженного газа (СПГ) в портовом городе Карачи на юге Пакистана с городом Лахор на севере. И он предназначен для транспортировки газа, который будет доставлен в Пакистан танкерами в виде СПГ (сжиженного природного газа), затем на специальном заводе вновь переведен в газообразное состояние и только потом запущен в трубопровод. Туркменский же газ пойдет по другому пути.

Как неоднократно подчеркивает Президент Гурбангулы Бердымухамедов, все реализованные и потенциальные газопроводные проекты, в которых участвует Туркменистан, не обусловлены никакими геополитическими соображениями или причинами, а продиктованы исключительно экономической и коммерческой выгодой для всех стран, по территории которых проходят маршруты поставок «голубого топлива». 

Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь