Top.Mail.Ru

Последние новости

Архив новостей

Юрий Магдиев: «Остались самые лучшие воспоминания от выступления «Копетдага» на Кубке Содружества»

20:4211.04.2019
0
5123

Фото: газета «Рабочий путь»

В своём большом интервью смоленской областной газете «Рабочи путь» бывший футболист ашхабадского «Копетдага», а ныне тренер училища олимпийского резерва «Дагестан» Юрий Магдиев поведал об играх за сборную Туркменистана, в чемпионате нашей страны и опыте выступлений в зарубежных клубах. Приводим отрывки с интервью.

За «Кристалл» вы играли в 2001 - 2003 годах. Какие самые яркие матчи смоленской команды можете вспомнить?

– Один из них – последняя игра «Кристалла» под руководством Курбана Бердыева. Эту игру я отлично помню, поскольку это был лишь мой второй матч в стартовом составе команды. Так, 6 августа 2001 года мы обыграли «Кубань» (2:0), которую возглавлял известный специалист Олег Долматов. Имя Олега Васильевича тогда было на слуху у всех российских болельщиков, ведь он пришел в Краснодар после очень успешных лет в ЦСКА. В нашей команде тогда два мяча в первом тайме забил Теймураз Гаделия.

«Кубань» тогда была невероятно сильна и ставила задачу по повышению в классе. В её составе были такие известные мастера, как Ансар Аюпов, Олег Терёхин, Константин Коваленко, Владимир Шипилов. Однако мы сумели полностью нейтрализовать соперника.

А чем запомнились тренеры, под руководством которых вы играли в «Кристалле»?

– Все они – высококвалифицированные специалисты. Помню, как при Виталии Кафанове нам 20 октября 2001 года удалось выиграть в тяжелейших погодных условиях матч в Нижнем Новгороде (1:0). За пять минут до финального свистка отличился Гаделия. Я в той игре вышел сразу же после перерыва и заменил Эдуарда Болтрушевича. Это тот случай, когда тайм отдельной игры врезается в память сильнее, чем десятки игр, где ты играешь в основе.

В тот момент шла острая борьба за выживание, и эта победа позволила нам заметно улучшить турнирное положение. Мы финишировали десятыми и решили задачу на сезон. Во второй дивизион тогда вылетели достаточно крепкие коллективы: «Арсенал», «Балтика» и нижегородский «Локомотив», в составе которого был «спартаковский» «Дед» – Сергей Горлукович.

При Дмитрии Галямине в 2002-м мы играли в очень красивый футбол. На мой взгляд, команда стала ещё сильнее. Очень жаль, что некоторых футболистов той команды сейчас уже нет в живых. Уверен, что, если бы удалось сохранить команду в 2003-м, тот сезон для «Кристалла» сложился бы также успешно. Увы…

Что касается Александра Ирхина, то он в 2002 году взял команду, которая шла на предпоследнем месте. Но во втором круге «Кристаллу» удалось сделать невероятный камбэк. Причем мы тогда играли отлично не только на легендарном смоленском стадионе «Спартак», но и в выездных встречах.

Как у вас складывались отношения с Курбаном Бердыевым? Не посещало ли вас чувство разочарования, что Курбан Бекиевич не позвал вас в «Рубин»? Ведь была возможность засветиться в Лиге чемпионов…

– Мы разговаривали на эту тему с Курбаном Бекиевичем. Он ведь прилетал в Смоленск, чтобы забрать с собой молодых – вратаря Павла Харчика и нападающего Владимира Байрамова. Мне Курбан Бердыев посоветовал: «Юра, оставайся в Смоленске. Здесь тебя любят, уважают. Руководство должно подписать с тобой новый контракт». Я не стал спорить с наставником и, как видите, в итоге остался в Смоленске практически до самой кончины «Кристалла». Не стоит забывать, что мне на тот момент было 30 лет. Семья была тоже только за то, чтобы остаться в Смоленске. А с Курбаном Бекиевичем мы до сих пор тепло общаемся.

Конечно, теоретически сейчас можно говорить, что в «Рубине» я получил бы большее развитие, но ведь в Казани была и высочайшая конкуренция. В Смоленске я имел достаточную игровую практику, что было очень важно для меня.

В заявке «Кристалла» на сезон-2002 вы значились как полузащитник. Однако смоленские болельщики со стажем помнят вас и как успешного игрока обороны. Как произошла ваша «переквалификация»?

– Когда я приехал в Смоленск, то должен был выступать на позиции опорного полузащитника – там я играл ранее. Так получилось, что в Смоленске на этой позиции сильно играл Тенгиз Сичинава. Под ним находились еще несколько хороших исполнителей. Курбан Бекиевич, ощущая нехватку защитников центральной зоны, решил попробовать меня. Как результат эксперимента – в «Кристалле» я три года отыграл в обороне.

В вашем активе около 20 матчей в составе сборной Туркменистана, в которую вас вызывали в 1994 - 2001 годах. Почему вас перестали вызывать в национальную команду аккурат после перехода в «Кристалл»?

– Тут нет никаких подковёрных игр. Я сам попросил, чтобы меня не вызывали, чтобы сосредоточить силы на клубной карьере. К слову, из «Кристалла» в сборную Туркменистана продолжали привлекать Владимира Байрамова и Павла Харчика. Турниры в Европе и Азии очень сильно разнятся по часовым поясам – чем старше организм, тем тяжелее даются перелёты.

Что касается наполнения сборной, то она была достаточно сильной. В Туркменистане в 90-е годы прошлого века много внимания уделяли развитию футбола. Выступая за национальную команду, я успел поколесить по миру и увидеть много интересного. Выходил на поле против Христо Стоичкова, видел Габриеля Батистуту и многих других звёзд мирового футбола, которые по разным причинам приезжали доигрывать в Азию.

Что касается шансов отобраться на финальный этап одного из чемпионатов мира, то самый реальный был в отборочном цикле к мундиалю-2002. Из отборочного цикла выпали сразу две сильные команды Азиатского континента – хозяева турнира сборные Японии и Южной Кореи.

Кстати, на базе той сборной играла главная клубная сила туркменского футбола 90-х - «Копетдаг». Я выступал за эту команду в период с 1994 по 1998 год и возвращался туда в 2000-м.

«Копетдаг» часто играл в Кубке чемпионов Содружества, достаточно сильном турнире на рубеже веков. Чем вам запомнился этот турнир?

– Остались самые лучшие воспоминания. Кубок Содружества являлся праздником спорта и для футболистов, и для болельщиков. Организаторы всегда старались сделать отличные условия для команд. Например, мы жили в известных гостиницах – «Космосе» и «Украине». Более того, ходили слухи, что турнир может переехать в Ашхабад. Было такое стремление у руководства туркменского футбола.

В Туркменистане в январе-феврале можно было спокойно играть на открытом воздухе, да и отелей высокого класса хватило бы всем.

«Копетдаг» в этом турнире всегда удачно выступал. Самый яркий момент – битва в матче против «Спартака» в 1997 году, где в полуфинале уступили российскому чемпиону в серии послематчевых пенальти (2:3).

Почему вы так долго играли в Туркменистане и решились на переезд за границу только в 1999-м, когда играли на Украине?

– Повторю, что руководству Туркменистана был интересен спорт в целом и футбол, в частности. Мы получали хорошие зарплаты. Да, в высшей лиге России они были выше, но туда было очень трудно попасть. С первым дивизионом, конечно, было проще, но жалованье оказывалось меньше.

Однако в конце 90-х я сначала уехал на Украину, а позже оказался в «Кристалле».

Юрий Загирбекович, правда ли, что вы вообще могли не стать футболистом?

– Да. Моим тренером был Валерий Непомнящий. Когда я работал вместе с ним, Валерий Кузьмич не особенно-то верил в меня. Непомнящий даже отговаривал от профессиональной карьеры. В Туркменистане была хорошая школа, имелся переизбыток качественных футболистов, а значит, пробиться молодому наверх было крайне трудно.

Мне приходилось всё доказывать кровью и потом. Плюс я умел терпеть. Я хорошо учился, но всегда мечтал стать именно футболистом, не представлял себя кем-то другим. Поэтому сейчас я никогда не говорю ни одному своему воспитаннику, что он не заиграет. Ведь мой пример очень показателен в этом вопросе.

Вы были удивлены, что Непомнящий сумел дойти со сборной Камеруна до четвертьфинала чемпионата мира 1990 года в Италии?

– Думаю, что удивились все. Ведь это была суперсенсация. В любом случае Валерий Кузьмич запомнился мне эстетикой и аристократизмом в поведении. Он принципиально не ругался матом, а также одним из первых закончил ВШТ, да и вообще является по уровню своего развития человеком с другой планеты.

Кстати, перед тем как возглавить сборную Камеруна, он собирался уехать в Суринам. Уже тогда он очень много внимания уделял разным инновационным новинкам. Он потом рассказывал, что у камерунцев изначально была заложена хорошая техника, но имелись проблемы с физическим состоянием. Африканцы были ленивыми, не хотели бегать.

Расскажите читателям, кого тренируете сейчас?

– Я работаю со старшими юношами, 2000 - 2002 годов рождения. Даю игровую практику ребятам, которые не сумели закрепиться в дубле «Анжи» и в УОР города Каспийск.

Семь фактов о Юрии Магдиеве

- В составе «Кристалла» провел 51 матч и забил один мяч – 30 мая 2002 г. питерскому «Динамо» (2:3).

- Четырёхкратный чемпион Туркменистана – 1994, 1995, 1997/98, 2000 гг.

- Четырёхкратный обладатель Кубка Туркменистана – 1994, 1997, 1998/99, 2000 гг.

- Полуфиналист Кубка обладателей кубков Азии – 1997/98. В полуфинале против «Аль-Насра» (Саудовская Аравия) Магдиев забил гол, но «Копетдаг» проиграл со счетом 1:2.

- Обладатель Кубка Казахстана- 004 и Кубка Армении-2005.

- Полуфиналист Кубка чемпионов Содружества-1997.

- Принимал участие в азиатском Кубке чемпионов – 1994/95, 1995/96,1996/97, 1998/99.

Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь