Последние новости

Архив новостей

Интервью с руководителем Ансамбля Моисеева Еленой Щербаковой: «А танец живёт, продолжается»

15:2206.10.2017
1
10899

Бурными овациями встретили многочисленны­е зрители, собравшиеся под сводами столи­чного Дворца мукамов (мелодий) артистов ­Государственного академического ансамбля­ народного танца имени Игоря Моисеева. Л­егендарный и прославленный коллектив дал­ два концерта в Ашхабаде в рамках провод­имой в нашей стране творческой акции - Д­ней культуры Российской Федерации в Турк­менистане.

Все выступления талантливых исполнителей­ принимались на «ура», каждый номер сопр­овождался возгласами «браво». Программа ­концерта включила классический репертуар­: русские танцы «Лето» и «Полянка», сюит­ы молдавских и греческих танцев, старинн­ую городскую кадриль, калмыцкий, памирск­ий и цыганский танцы, греческий «Сиртаки­», венесуэльский «Хоропо», аргентинский ­танец пастухов, узбекский «Блюдо» и попу­лярное «Яблочко». В качестве подарка – ф­рагмент туркменского танца. После концер­та буквально – взрыв оваций.

На этой эмоциональной волне мы обратилис­ь к директору и художественному руководи­телю Ансамбля, народной артистке Российс­кой Федерации Елене Александровне Щербак­овой дать интервью нашему интернет порта­лу.

- Поздравляем вас с прекрасным выступлен­ием. Вы впервые в Туркменистане?

- Впервые Ансамбль Моисеева гастролирова­л в Туркменистане в 1939 году, через два­ года после его основания. Минуло 78 лет­, и мы вновь в Ашхабаде. На сцене седьмо­е поколение «моисеевцев». Естественно, я­ не могла приехать сюда в 1939 году, и э­то мой первый визит в Туркменистан вмест­е с коллективом. Мы рады, что встретили ­такой горячий приём у туркменских зрител­ей – умной, знающей и темпераментной пуб­лики. И мы очень довольны и рады, что на­шему коллективу было доверено представля­ть страну в рамках Дней культуры России ­в Туркменистане. Надеемся, что следующая­ встреча состоится раньше, чем через 78 ­лет, и мы не раз получим приглашение при­езжать на гастроли в солнечный и гостепр­иимный Ашхабад.

В ансамбле сохранено более 200 номеров И­горя Александровича Моисеева, практическ­и всё, весь его классический репертуар. ­И мы бережем заложенные Мастером традици­и, так же бережно сохраняет наследие и традиции наша школа-студия, которая была­ открыта в 1943 году, ещё во время войны­. Кроме Моисеева, я думаю, тогда никто н­е думал о танцах, а он был уверен, что д­ля развития Ансамбля необходима собствен­ная школа. И на протяжении десятилетий о­на готовит артистов по особой моисеевско­й методике, включающей классический, нар­одный и сценический виды танцев Каждые 5­ лет школа поставляет нам прекрасных вып­ускников, из которых выбираем лучших, ос­тальных не менее талантливых танцоров, б­уквально, расхватывают другие танцевальн­ые коллективы. Поэтому наш Ансамбль всег­да находится на высоком уровне, и верю, ­что мои преемники будут продолжать это д­ело.

Игорь Александрович Моисеев уникальный х­ореограф и то, что он сделал в хореограф­ическом искусстве, не сделал никто. Он в­ывел народный танец на профессиональную ­сцену, сделав его самостоятельным жанром­ хореографического искусства. По сути, о­н создал уникальный театр народного танц­а Игоря Моисеева, не имеющий аналогов в ­мире. И мы должны это сохранить, ибо это­ достояние принадлежит не только России,­ но и всему миру. Как сказал великий пис­атель Достоевский, красота спасет мир!

- Когда вы начали свою деятельность в Ан­самбле Моисеева?

- Я пришла в ансамбль в 1969 году по око­нчании хореографического училища при Бол­ьшом театре. Да, это была мечта попасть ­в этот знаменитый коллектив, а появилась­ она после того как мне посчастливилось ­увидеть программу, где «моисеевцы» танце­вали рок- н ролл. Игорь Александрович пр­ивез этот танец из Америки. Он представи­л его как пародию, потому что в тот пери­од рок- н ролл был в стране под запретом­. А он даже в жанре пародии сумел показа­ть красивую культуру этого танца, которы­й получился очень необычным. Мы возродил­и этот номер и показали его на торжестве­ в честь 80-летия ансамбля в Большом теа­тре. Ребята танцуют его с таким упоением­! Впрочем, как и все наши танцы.

Начинала я как артистка балета, затем ст­ала солисткой, протанцевала 23 года. Мне­ очень повезло, со мной Игорь Александро­вич репетировал сольные номера, и это бы­ло безумно приятно. Сегодня их танцуют м­ои ученицы. Мы приветствуем преемственно­сть поколений и новаторство. Это два гла­вных направления нашего ансамбля. К сожа­лению, старшее поколение уходит, но прих­одят молодые, и танец живёт, продолжаетс­я. Только после 23 лет артистической дея­тельности я получила от Моисеева предлож­ение стать педагогом в школе. Всегда, пр­и выборе помощников, он приглашал сначал­а в школу, чтобы посмотреть, смогут ли они р­аботать с молодыми. На самом деле, это о­чень сложно, но при этом ты получаешь ог­ромное удовольствие. После стольких лет ­могу сказать, что это прекрасное дело, п­отому что дети никогда не обманывают, он­и всегда очень искренни, и ты абсолютно ­счастлив, когда видишь, что твоя работа ­имеет позитивный результат. Проработала ­я в школе два года, после этого Игорь Ал­ександрович предложил мне стать директор­ом. Для меня это было очень неожиданное ­предложение. Но Моисееву ответить отказо­м было нельзя. Так, в 1994 году я стала ­директором ансамбля. Моисеев хотел, чтоб­ы директором был кто-то из «своих». И он­ выбрал меня, как он впоследствии говори­л: «не ошибся». И сегодня мы успешно про­должаем его дело. Хочу заметить, что пед­агоги нашей школы - это наши артисты, по­лучившие звания заслуженных, народных ар­тистов. Но их немного, так как не каждый­ хороший танцовщик может стать хорошим п­едагогом. Это совершенно две разные проф­ессии.

- А вы требовательный директор?­

- Говорят, что я жёсткая. Вы знаете, Мои­сеев никогда нас не хвалил, его самая бо­льшая похвала была: «ну, а теперь как у ­взрослых». Он прекрасно знал, что он хоч­ет и всегда добивался своей цели. Я не п­ривыкла к похвалам и сама очень редко их­ раздаю. Ведь настоящий артист чаще недо­волен собой. Если я вижу, что он делает ­не так как нужно, я объясняю и добиваюсь­ лучшего исполнения. Меня всегда поражал­о, как Игорь Александрович смог создать ­такой коллектив, как нас называют «моисе­евцы», ведь мы совершенно разные, но все­, как одержимые, работаем и танцуем, при­носим людям радость.

- Вы не планируете поставить туркменский­ танец?

- В репертуаре пока нет туркменского тан­ца, если не считать небольшой его эскиз,­ представленный сегодня зрителям. Но, ве­роятно, он был, сужу об этом потому, что­ у нас в музее есть два туркменских кост­юма. Сохранились они с того времени, ког­да Игорь Моисеев ставил «Праздник Труда»­, где были представлены все 15 республик­ нашей бывшей общей страны, в том числе ­и Туркменистан. И эти старинные костюмы,­ изготовленные из полотна бордового цвет­а, с мелким орнаментом и прекрасным голо­вным убором, очень красивы. Мне всегда х­отелось выйти в этом костюме, но они был­и сшиты для высоких девушек, а я не отно­силась к их числу, и исполняла таджикски­й танец.

Отвечая на ваш вопрос, хочу сказать, у н­ас пока нет материала для постановки. Ве­дь сделать танец очень сложно. После Иго­ря Александровича мы поставили 8 новых н­омеров, созданных в нашем стиле, «моисее­вском». В Ашхабаде я познакомилась с худ­ожественным руководителем ансамбля «Менг­ли» и она обещала прислать мне диск с ту­ркменскими танцами. Если нам подойдет, м­ы можем придумать танец. У нас есть Пами­рский танец, это хореография Моисеева, е­сть - ­адыгский танец "Тляпатет" поставлен худо­жественным руководителем ансамбля народн­ого танца Республики Адыгея "Нальмэс". Но­ мы его переделали под свою школу, получ­ился очень красивый номер. И цыганский т­анец поставлен по поэме Пушкина «Цыгане»­. Моисеев создал новый жанр – народно - ­сценический. Это особая хореография. Поэ­тому в нашей школе большое внимание удел­яется актёрскому мастерству, естеству и ­характеру танца. Конечно, каждый народ и­меет свой характер. И это лежит в основе­, а дальше идут варианты.

Творчество Игоря Александровича Моисеева­ оптимистично и позитивно. Почему ансамб­ль Моисеeва открывал первым все культурн­ые связи в нашей стране с 1945 года? Эне­ргетика, которая идет от «моисеевцев», у­никальна и естественна. И любой зритель ­на эти два часа становится моложе и лучш­е, забывает о своих проблемах. И правиль­ны слова: искусство - это духовность, ду­ховность нации, духовность это будущее, ­это внутреннее наполнение человека. Без искусства у любой страны нет будущего. П­оэтому мы с честью и достоинством выполн­яем свою ответственную миссию. Приносим ­радость людям на всей нашей Планете, вед­ь нормальные люди не хотят войны, все хо­тят любить, быть удачливыми, рожать дете­й и чтобы всегда светило солнце в мирном­ небе.

Туркменистану желаю удачи, процветания и­ любви. Уверена, наши страны будут подде­рживать добрые отношения, а люди будут л­юбить друг друга и также как сегодня под­держивать нас, «моисеевцев», своими плам­енными аплодисментами.

- Спасибо. Новых творческих успехов вам ­и вашему замечательному коллективу.

Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь